Лучшие высказывания и интересные фразы Конфуция

Благородный муж в своей жизни должен остерегаться трех вещей: в юности, когда жизненные силы обильны, остерегаться увлечения жензинами; в зрелости, когда жизненные силы могучи, остерегаться соперничества; в старости, когда жизненные силы скудны, остерегаться скупости.


Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя. Вот о таком человеке можно сказать, что он предан учению.


Безумец жалуется, что люди не знают его, мудрец жалуется, что не знает людей.


Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали.


Благородные люди живут в согласии с другими людьми, но не следуют за другими людьми, низкие следуют за другими людьми, но не живут с ними в согласии.


Благородные муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.


Благородный муж - не орудие.


Благородный муж в душе безмятежен. Низкий человек всегда озабочен.


Благородный муж винит себя, малый человек винит других.


Благородный муж всегда думает о добродетели; простолюдин думает об удобстве.


Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.



Благородный муж думает о сложном. Низкий человек думает о том, что выгодно.


Благородный муж живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.


Благородный муж знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.


Благородный муж ни от кого не ожидает обмана, но когда его обманывают, он первый замечает это.


Благородный муж помогает людям увидеть доброе в себе и не поучает людей видеть в себе дурное. А низкий человек поступает наоборот.


Благородный муж превыше всего почитает долг. Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пустится в разбой.


Благородный муж с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.


Благородный муж стойко переносит беды. А низкий человек в беде распускается.


Благородный муж стремится говорить косноязычно, а действовать искусно.


Благородный муж, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.


Благородный муж, привязанный к домашнему уюту, не достоин зваться таковым.


Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.


Благородный человек предъявляет требования к себе, низкиний человек предъявляет требования к другим.


Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения. Блажен тот, кто ничего не знает: он не рискует быть непонятым.


Будучи вне дома, держите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, чего себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семействе не будет недовольства.


Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.


Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого-нибудь, беспрестранно боящийся чего-нибудь и всецело предающийся страстям не может быть свободен душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем-нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.


В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Нынче учатся для того, чтобы удивить других.


В любом селении из десяти домов найдется человек, который не уступит мне в добродетели. Но никто не сравнится со мной в любви к учению.


В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны делать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.


В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я избавился от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю неба. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца.


В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.


Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать учением о человеколюбии.


Воистину, на свете есть и травы, не дающие цветов, и цветы, не дающие плодов!


Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.


Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучится. Достоинствам их я постараюсь подрожать, а на их недостатках сам буду учиться.


Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.


Доброта дает возможность повелевать людьми.


Достаточно, чтобы слова выражали смысл.


Достойный человек не идет по следам других людей.


Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердости духа. Его ноша тяжела, а путь его долг. Человечность - вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?


Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.


Единственная ошибка — не исправлять своих прошлых ошибок.


Если будешь чрезмерно усерден на службе, потеряешь расположение государя. Если будешь чрезмерно радушен в дружбе, потеряешь расположение друзей.


Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем.


Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?


Если сам прям, то всё исполнят и без приказания. А если сам не прям, то слушаться не будут, даже если им прикажут.


Если так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

Понравилось? Расскажите друзьям.